Введение

После долгих поисков, копаний в интернете... и денежных споров с женой, я всё-таки стал счастливым обладателем камеры Mamiya 645 Super.

Mamiya 645 вид сверху через шахтный видоискатель

Здесь же попробую рассказать почему я сделал именно такой выбор. Выбор камеры - в принципе, дело очень субъективное, здесь же я постараюсь хоть немного быть объективным, и опираться не на свои ощущения, а на факты.

Сразу замечу, что рассматриваются только камеры без автофокуса. Это чисто вопрос денег. С автофокусом - уже совсем другие деньги и другие модели.

Да, важно отметить, что это моя первая плёночная среднеформатная камера (это добавляет статье ещё больше субъективизма).

Mamiya vs Киев 6С / Любитель

фотоаппарат Любитель 2 с плёнкой 120 среднеформатный фотоаппарат киев 6с (размер кадра 6х6)

Самые дешёвые подержанные камеры из доступных на рынке - Киев 6С и Любитель 2.
Сейчас (декабрь 2018 г.) цены примерно такие:

  • Mamiya 645 Super: 20000 - 40000 р.
  • Pentax 645: 17000 - 20000 р.
  • Киев 6С: 3000 - 8000 р.
  • Любитель 2: 1000 - 2000 р.

Любитель 2 - самый дешёвый из вариантов. Довольно лёгкий и компактный аппарат (570 г.). Никакой электроники - чистая механика (т.е. нужно сначала замерять освещённость по экспонометру и уже потом вручную выставлять необходимую выдержку). Два несъёмных объектива: в один вы смотрите, другой съёмочный (75mm f/4.5). Выдержки от 1/15 до 1/250 (ну очень мало, т.е. портрет на максимально открытой диафрагме в солнечный день уже не сделаешь). Формат кадра: 6х6. В интернете продаётся очень много нерабочих аппаратов - чисто для красоты. Ещё мне не понравились примеры фотографий: толи дело в самом аппарате, толи в том, что его берут новички "чисто попробовать".

Киев 6С - Уже электроника, TTL-призма (автоматическая экспозиция). Объектив съёмный f/2.8 90 мм. Кадр 6х6. Выдержка от 1/2 до 1/1000 с (на современных зеркалках выше, но и это уже очень хорошо). Фотографии - очень достойные работы!

Mamiya 645 (рассмотрим тут старую модель 1000s). Электроника, автоэкспозиция. Объектив съёмный f/2.8 80mm. Формат кадра 6х4.5 (да... поменьше чем у Киева). Выдержки от 1/1000 до 4с. Примеры фото - супер!

Выводы:

Любитель 2 отметаем сразу - это откровенный хлам. Остаётся Киев 6С против Mamiya. Если не брать во внимание рамер кадра (кто-то любит кадр побольше, а кто-то терпеть не может квадратные изображение), то в принципе, они более-менее одинаковы. (Ещё не берётся во внимание модульность конструкции, о которой будет сказано позже).

Т.е по сути выбор между СССР за 6 000 р. и Японией за 10 000 р (модель 1000s, более современные - дороже). Выбор очень субъективный. Я выбрал Японию.

Mamiya 645 vs Pentax 645

среднеформатная камера Pentax 645 (размер кадра 4.5х6)

Pentax 645: Автоэкспозиция. Выдержка от 15 до 1/1000 с. Объектив f/2.8 75мм. Формат кадра 6х4.5. Главная особенность данной камеры, от которой у меня перехватило дыхание - способность выжигать на плёнке параметры съёмки (номер кадра, диафрагма и выдержка): Обычно я записываю всё это в блокнотик и потом после проявки анализирую, а тут всё это получиется автоматически! Вес - 1.3 кг. Есть автоперемотка плёнки.

Дальше, чтобы корректно сравнить с Пентаксом важно перейти от абстрактной "Mamiya 645" к конкретным моделям.

Mamiya M645: выпускалась с 1975 по 1987 г. Старьё, даже рассматривать не будем

Mamiya M645 1000s: (добавили более короткую выдержку 1/1000s). Сменный верх: можно поставить TTL призму с экспонометром, а можно поставить вертикальную шахту, и снимать на уровне пупка не распугивая прохожих наведённым на них объективом. Полноценных сменных задников нет: есть сменные касеты с плёнкой, вставляющиеся в корпус камеры: т.е. можно заранее заправить плёнку в кассету, хранить её в коробочке, а потом быстро поменять (почти как у Pentax). Перемотка плёнки ручная. Вес: 970 г. Стоимость 10 000 р. 

 среднеформатная камера Mamiya 645 1000s сменный шахтный видоискатель, ручная перемотка

Mamiya 645 Super: Выпускалась 1985 по 1993 г. Прямо не модель, а конструктор. Сменный верх (как и у 1000s). Возможность снять ручку ручной перемотки и поставить ручку с батарейным отсеком, которая сама перематывает плёнку (также преимуществом является эту самую ручку снять: камера становится сильно легче и не распугивает людей громким жужжанием при перемотке). А главная особенность - полноценные сменные задники, с возможностью на свету менять частично отснятую плёнку на другую. Т.е. можно фотографировать на ЧБ, а если встретиться хороший кадр, то достать из кармана сменный задник с цветной или слайдовой плёнкой.
Вес:
тушка + объектив: 1150 г.
TTL призма:; 330 г.
Ручка со вставленными батарейками:400 г.
Т.е. максимальный вес - 1880 г.).
Стоимость 20 000 - 40 000 р.

Mamiya 645 Super со сменным задником cреднеформатная камера Mamiya 645 Super с дополнительной ручкой автоперемотки Система сменных модулей фотоаппарата Mamiya 645 Super

Mamiya 645 Pro: 1993-1998 годы. Добавлен только таймер спуска затвора.

Mamiya 645 Pro TL: 1997-2006 годы. Вспышка стала измерять освещённость через объектив камеры.

Mamiya 645E: 2000 - 2006 годы. Пластиковый корпус. Больше нет сменных задников.

Выводы:

Начиная с модели Mamiya 645 Super, уже можно сравнивать с Pentax. Модель 645 Super более старая и её можно купить подешевле, модель 645 Pro же более новая и продаётся подороже (существенных отличий между ними нет).

Сравнение Pentax 645 и Mamiya 645 Super

  Pentax 645 Mamiya 645 Super
Выжигание на плёнке параметров съёмки да нет
Автофокус нет нет
Автоматическая выдержка (TTL-призма) да да
Возможность поставить шахту нет да
Автоперемотка плёнки да да
Возможность снять ручку с приводом автоперемотки
уменьшив вес, размер, и снизив шум
нет да
Вес 1300 г 1480/1880 г.
Возможность быстро поменять отснятую плёнку да да
Возможность поменять частично отснятую плёнку нет да

В весе Pentax однозначно побеждает Мамию даже со снятой ручкой автоперемотки. Засчитаем ему победу в этом пункте.

Pentax 645 набрал 5 пунктов из 9.
Mamiya 645 Super набрала 6 пунктов из 9.

В общем, в Мамии мне понравились две ключевые особенности: возможность поставить шахтный видоискатель (хотя ещё не знаю нужен ли он мне), и потрясающая возможность менять плёнки также легко как объективы. На другой чаше весов Пентакс с функцией выжигания параметров съёмки на плёнке.

И опять субъективный выбор. Выбираю Мамию.

Mamiya 645 Super vs Mamiya RZ67

Сам собой назревает вопрос: раз Mamiya, то почему бы тогда не Mamiya RZ67 (которая тоже со сменными задниками). Уж если в погоне за большим разрешением снимка переходишь на средний формат, то зачем 4.5х6 если можно сразу 6х7?

Mamiya MZ67 чаще всего используется только в студиях либо при съёмке пейзажа со штатива

Да, Mamiya RZ67 я рассматривал. Главный её недостаток - это студийная камера, либо камера для медленной неторопливой пейзажной съёмки. Нашёл много упоминаний о том, что ей нужно пользоваться только со штативом. А также жалобы на то, то в стандартный видоискатель очень часто промахиваешься мимо фокуса: для тонкой настройки фокуса нужно использоваться специальный увеличитель.

Т.е. для студии и пейзажной съёмки со штативом Mamiya RZ67 - хороший выбор. Но если хочется носить её в рюкзаке и снимать также легко, как на цифровую зеркалку - тут RZ67 не годится.

Итог

В итоге я выбрал Mamiya 645 Super. Об опыте использования постараюсь подробнее рассказать в следующих статьях.

Добавить комментарий


Поиск